• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Автозвук »

Сабвуферный динамик 15 дюймов Polk Audio MM1540. Лаборатория. Групповой тест.

17.01.11, Журнал "Тюнинг автомоблей"

МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ

Сабвуфер — неотъемлемая часть современной автомобильной аудиосистемы, а самый распространенный размер сабвуферных динамиков — 10 или 12 дюймов. Но есть крепыши и покрупнее, скажем, 15 дюймов. Что дает такой размер сабвуфера? Это и предстоит нам узнать в ходе сравнительного тестирования „пятнашек".

Мы давно планировали тест крупнокалиберных автомобильных сабвуферов, но как-то все не складывалось. И дело тут не в том, что они занимают много места на нашем складе (в конце концов, корпусные сабы намного больше, и ничего, умещаются) или у нас нет тестового корпуса для них (с этим тоже все в порядке), или методика расчета какая-то уникальная. Просто большие сабы имеют определенные особенности, отличающие их от более привычных „десяток" и „двенашек". Давайте рассмотрим хотя бы некоторые из них с точки зрения обычного пользователя, который хочет получить в своем авто аудио- или мультимедийную систему с полноценным глубоким басом. Во-первых, большой 15-дюймовый диффузор, в сравнении с 12-дюймовым, при том же самом перемещении способен протолкнуть больший объем воздуха. То есть, грубо говоря, создать большее звуковое давление при той же подводимой мощности. Действительно, если сравнить чувствительности, скажем, 12-дюймовых и 15-дюймовых моделей сабов, то окажется, что „пятнашки" в своем большинстве будут иметь некоторое преимущество. Фактически это означает, что если вам нужно получить на низких частотах некое звуковое давление, то какие-нибудь „десятки" должны просто из кожи вон вылезти, а „пятнахам" достаточно лишь чуть шевелить диффузором. А раз меньше ход диффузора, то и искажений будет, естественно, меньше. Иными словами, „пятнашки" работают на самых низких частотах (где как раз и нужны большие перемещения диффузора) намного легче, чем их меньшие собратья.
Казалось бы, все просто замечательно? К сожалению, чудес не бывает, выигрываем в одном — обязательно проиграем в чем-нибудь другом. Да, действительно, большие сабы могут играть очень низко по частоте. А что будет происходить на более высоких частотах, там, где саб должен передавать эстафету мидбасовым динамикам? Дело в том, что, как показывает практика, как раз в этом диапазоне для великанов и начинаются сложности. И если не уделить должного внимания стыковке сабвуфера с мидбасами, то можно получить „разваленный" бас, когда самые нижние частоты будут играть как бы отдельно от самой музыки, и бас окажется слишком бубухающим, бубнящим, гудящим или еще черт знает каким. Каково же решение проблемы? Оно в том, чтобы выбрать как можно более басовитые фронтальные динамики (и, само собой, грамотной установкой реализовать этот потенциал). В этом случае частоту раздела мидбасов с с сабом можно сделать не выше 60 Гц, и проблемная частотная зона будет исключена из работы саба. Если в процессе тестирования будут возникать подобного рода нюансы, мы постараемся отметить их особо.
Еще одна неотъемлемая черта 15-дюймовых сабвуферов — требовательность к объему. Если, скажем, для 12-дюймовых сабов 30 литров — это нормально, а, например, 50 — это уже как бы великовато, то для „пятнашек" объем корпуса под сотню литров — далеко не редкость. Согласитесь, далеко не в каждом автомобиле найдется место для такого сабика, да даже если и найдется, то далеко не каждый захочет им жертвовать. Впрочем, не все так грустно, есть немало сабов, которые способны ужиться и в более приемлемых для нашей отрасли объемах. А вот если саб потребует по расчетам литров, эдак, 300, то корпусом такого послужит сам багажник, то есть фактически, это будет инсталляция free-air.
К слову, говоря о мощности, опять можно сравнить 15-дюймовые сабвуферные динамики с 12-дюймовыми. Смотрите, большой диффузор при прочих равных у „пятнах" будет тяжелее, чем у аналогичных „десяток" или „двенашек". А это значит, что он будет обладать и большей инерцией. Толкнул его усилитель в одну сторону, но ведь надо его и обратно возвратить, потом еще раз толкнуть, и так несколько десятков раз в секунду. А слабый усилок может и не справится с этим. Что же получим, если усилитель окажется слабым? А получим, что диффузор будет ходить ходуном, но будет делать это в основном под действием своей инерции, и его движение будет повторять электрический сигнал лишь весьма приблизительно. Во что это выльется в конечном итоге, прогнозируемо слабо, но одно известно точно — тугого, упругого и четкого баса вы точно не услышите. Так что „пятнашки" гораздо охотнее реагируют на способность (а вернее — неспособность) усилителя контролировать динамик, нежели сабы размером поменьше. Естественно, эти способности характеризуются не только (а зачастую и не столько) выходной мощностью усилителя, и это наглядно показал тест моноблоков в прошлом номере. Но при прочих равных усилок, работающий с хорошим мощностным запасом, покажет себя все же лучше, нежели усилитель, работающий на пределе своих возможностей.
Итак, как видите, 15-дюймовые сабы — штучка весьма своеобразная. Они требовательны к усилителю, требуют большего объема корпуса, и требуют более басовитых мидбасовых динамиков. Но если вас не пугают возникшие трудности, то эти гиганты вполне окажутся способными подарить роскошный сочный, глубокий и красивый бас, который вряд ли кого оставит равнодушным.

КСТАТИ

Все расчеты объемов корпусов мы производим с учетом минимального заполнения звукопоглощающим материалом. Но если использовать, к примеру, сильно распушенный синтепон (самое простое и доступное) во всем объеме корпуса, то можно спокойно уменьшать рекомендованный литраж процентов на 20. Для 15-дюймовых сабов это приличная экономия.

ОСОБЕННОСТИ

Много ли вы видели 15-дюймовых сабвуферов с монтажной глубиной всего 118 мм? Мы вот, признаться, не очень. Столь компактный размер стал возможен благодаря плоской конструкции корзины и магнитной системы. Общий вес конструкции довольно небольшой, в основном благодаря применению при изготовлении корзины углеродного композита. Впрочем, малый вес совсем не значит, что динамик не требует жесткого крепления, для получения достаточного звукового давления, на которое способны пятнашки, корпус саба должен иметь весьма приличную жесткость. Основная проблема плоских динамиков — малая жесткость диффузора — здесь решена приданием ему особого катеноидного профиля.

КОРПУС

Описание рекомендует закрытый ящик 42,5 литра — на первый взгляд слишком оптимистично. Проверка показала, что АЧХ саба в таком корпусе получается очень недурной, хотя добротность, по нашим меркам, все же чуть высоковата. Поэтому мы бы рекомендовали накинуть объем литров хотя бы до 55, а там уже настраивать по вкусу либо добавлением наполнителя (самое простое и проверенное — распушенный синтепон, чем виртуально увеличиваем объем) либо, скажем, пенопластом (чем уменьшаем объем, уже не виртуально). Фазоинвертор этому динамику описанием не рекомендован, ну и правильно — АЧХ в фазике больше похожа на „давильную" (хотя ММ1540 к этому применению не очень располагает), а расчетный график ГВЗ (группового времени задержки, мы его не приводим на страницах журнала, но непременно учитываем в рекомендациях) говорит о том, что саб будет заметно отставать на отдельных частотах. Поэтому оптимально — это закрытый корпус.

Закрытый корпус 55 литров (Q=0,76) -
Субьективное мнение. Саб, который может нормально работать от усилителя со вполне вменяемой мощностью порядка 400-600 Вт (RMS) выдаваемой на нагрузку 4 Ом, а не исключительно от какого-нибудь киловаттного монстра. При этом динамик требует не таких уж и больших объемов, 45-55 литров для него - самые, пожалуй, разумные значения, и расчеты вполне подтвердились прослушиванием.

Класс Classic
Средняя цена $280
Информация www.inforcom-co.ru

Мощность RMS/макс., по завке производителя, Вт 425/850
Номинальный импеданс, Ом 4
Монтажная глубина, мм 118
Q ts 0,5
Fs, Гц 27
Vas, л 100
Чувствительность, дБ 90 дБ (1 Вт/1м)

ВЕРДИКТ

Звучание 28/40
Технические характеристики 31/40
Конструкция и техническое исполнение 15/20
Итого 74/100

= Плоская конструкция может дать немало преимуществ в инсталляции.

Источник: журнал "Тюнинг автомобилей" (при участии Car&Music), декабрь 2010

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Системы. Mitsubishi Lancer 9. O.S. & Co.
 Потолочный медиацентр Alpine PKG-2100P. Одноклассники
 Потолочный медиацентр Macrom M-DVD1022. Одноклассники
 Магнитолы в гибридах станут лучше работать
 Автомобильная док-станция для плееров
 Аудиосистема с ЖК-экраном стала доступна



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru