• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. Hyundai Elantra. Все по фазе

08.10.12, Журнал "Автозвук"

Вообще то буква «ф» в русском языке не самая популярная, и слов, берущих начало с этой буквы, в позапрошлом веке было не то чтобы завались. В то же время многие из тех, которые были в ходу, на поверку оказывались заимствованными из других языков. Закончилась эта историческая несправедливость в начале уже прошлого века вместе с активным перемешиванием народов земного шара и накатившей вслед за этим на многие языки, среди которых оказался и русский, очередной волны неологизмов.
Слово «фаза» (от греч. phasis — появление) в нашем, автозвуковом сообществе даже у новообращённых не должно вызывать ни малейшей тени смущения. Понятное дело, ведь речь идёт о правильной фазировке динамиков. А к чему она, эта правильная фазировка? Задавшего такой вопрос молча осудят, укажут ему (тоже молча) на «АЗ» №11/2000 и не будут с ним разговаривать до тех пор, пока крамольник горячо не раскается в содеянном, без запинки оттарабанит диапазоны амплитудной и фазовой локализации кажущихся источников излучения, не забыв про звуковые частоты ниже 300 — 400 Гц, где упомянутые эффекты теряют свою силу. Не сразу, неохотно, но теряют.
Между тем вопросы фазы мучают намного большее число народу, чем может показаться на первый взгляд. Каждое утро наши чайники вместе с содержимым успешно достигают температуры фазового перехода воды (или что вы там кипятите) из жидкого состояния в парообразное. Для промышленных электриков крайне неприятной проблемой может стать пресловутый перекос фаз, оборванный, страшно сказать, «нуль» накрывает тазом из цветного металла все попавшиеся под руку электроприборы. Фазы Луны влияют не только на активность оборотней, но и определяют сроки двунадесятых праздников, из-за них, между прочим, две Пасхи в этом году разбежались на месяц. В общем, фаза — это, считайте, наш Пушкин. В смысле — «всё»...
Когда «Элантра» заезжала в установочные боксы станции, поведение Луны в части её сдвигов по фазе было, как выяснилось уже потом, не очень благоприятным для постройки звука. Однако святая троица любого проекта — заказчик, график и бюджет — направили потоки жизненной силы мастеров в нужное русло, и работа закипела в привычном ритме.
Болтовое крепление головного устройства уже давно стало общим местом
Дверные подиумы фронтальных мидбасов выполнены из двух частей
Пищалки направлены в точку посередине между салонным зеркалом и рукояткой КПП
Заводское отверстие для твитеров намного ближе к слушателю, чем мидбас
Тыловая акустика установлена в штатных металлических обоймах
По обеим сторонам компактного саба оформлены два объёмных бардачка
Подсветка багажника сделана из гибких светодиодных линеек
Несмотря на обилие регулировок в процессоре, возможности усилителя не остались без внимания
Первые две профессиональные обязанности автомобиля, попавшего в руки Crazy people, естественным образом согласуются с названием нашего журнала и заключаются в следующем. На первом месте, разумеется, стоит помощь своему владельцу при перемещении из одного географического пункта в другой согласно распорядку делового дня. Вторым пунктом идёт услада барабанных перепонок всё того же владельца гармониями в трактовке любимых исполнителей. Третья ипостась, выраженная зрительными образами на борту и капоте, определяется необходимостью дать знать о своём бизнесе тем, кому он может потребоваться. Что на практическом языке технического задания означает необходимость и возможность слушать музыку не только внутри автомобиля, но и вне его. Отсюда вытекают некоторые следствия.
Звуковая система «Элантры» построена на процессорной «голове» Alpine IVA-D300R, которая, подобно многим своим аналогам (не аналоговым, цифровым), обещает безоблачное будущее при обращении с фазами музыкального сигнала, выраженными в отсчётах поканальной временной задержки. А эта возможность, как и тонкая настройка фаз газораспределения для получения максимальной отдачи поршневого двигателя, является серьёзным подспорьем в опостылевшей асимметричности размещения акустики и главного её слушателя в автомобиле.
Правый усилитель запечатлён фотокамерой в походном положении, с надетой крышкойЧтобы не растерять по дороге из источника в акустику фазовый потенциал процессора, фронтальный двухкомпонентный комплект Boston Pro60 избавлен от пассивной полосовой фильтрации и подключён напрямую к двум стереопарам усилителя Alpine MRV-F345. Чистое полосовое усиление, помимо уже упомянутых выгод, несёт в себе определённый заряд травматической опасности, способный при неаккуратном обращении с техникой практически мгновенно перевести полные жизни динамики любого частотного диапазона в абсолютно глухие к тонкой музыкальной материи болванки. Как следствие, гл. констр. системы А. Лысенко в твитерных каналах усилителя намеренно установил частоту среза фильтра ВЧ на значение 3400 Гц и загрубил чувствительность по сравнению с мидбасовой парой. Как это отразилось на характере звучания, можно будет узнать позже, тогда же, когда довелось узнать и нам. Низкочастотные каналы фронта работают в полосе от 80 Гц, установленной процессором «головы», до 4000 Гц, выставленных уже по ЖК-индикатору усилителя. За чистоту питающего напряжения фронтального усилителя отвечает буферный конденсатор Phoenix Gold 0,5 Ф.
Тыловая акустика, в силу смысла своего существования на борту автомобиля, менее притязательна к различным фазовым проявлениям музыкального сигнала. Поэтому на коаксиальную сущность тыла в лице комплекта Boston SL65 и сопутствующих кроссоверов никто покушаться не стал, отдав им два канала усиления второго, сабвуферно-тылового, усилителя MRV-F345 и ограничив лишь снизу полосу воспроизводимых частот на уровне 125 Гц.
Вторая пара каналов переведена в мостовой режим и подключена к 30-сантиметровому суббасовому излучателю Boston G212, оформленному корпусом закрытого типа объёмом 24 л. Полоса частот в угоду специализации компонента ограничена сверху фильтрами усилителя на 80 Гц. Регулировкой бас-буста усиление на частоте 40 Гц увеличено на 3 дБ. Питание тылового активного компонента организовано аналогично фронтальному, с помощью буферной ёмкости 0,5 Ф.
Возможность применить временные задержки и «поиграть фазой» в сабвуферном канале важна не меньше, а то и больше, чем для фронтальных излучателей. Что связано, как вы понимаете, с большей заметностью отставания или опережения ритмической части музыкального сигнала по сравнению с «размыванием» кажущихся источников излучения или «кривой» стереопанорамой.
Так или иначе, но Луна наконец-то вступила в фазу наибольшего благоприятствования, и пришло время для воплощения выработанной схемотехники в пределах салона Hyundai Elantra.
Болтовое крепление головного устройства в заводском гнезде уже давно стало общим местом в нашей индустрии, а уж тем более на станции автозвука. Акустические, они же силовые, подиумы фронтальных мидбасов выполнены из двух частей, внутренней, подпирающей декоративную обшивку двери, и наружной, обрамляющей и направляющей динамики. Передние пищалки без всякой вычурности надёжно установлены в доработанные накладки передних стоек и направлены в точку салона, расположенную посередине между салонным зеркалом и рукояткой КПП. Разумеется, в графике работ присутствовали знакомые не понаслышке многим нашим читателям манипуляции с материалами вибродемпфирующей и шумопоглощающей разновидностей.
Багажное отделение было полностью переделано во имя автозвуковой и бизнес-задачи, для которых проектировался и создавался автомобиль. Оба усилителя размещены по бокам, в правом и левом крыльях. Необходимый по замыслу синий антураж багажного перформанса выполнен с помощью гибких светодиодных линеек, запитанных через отдельный стабилизатор. Сабвуферный ящик, установленный строго по центру отсека, окружают две изогнутые фальшпанели с корпусами от пассивных кроссоверов Boston. Компактное акустическое оформление суббасовой головки позволило организовать два обширных бардачка для дорожной утвари, спрятанных от любопытных глаз за спинкой заднего дивана, по обе стороны ящика.
Тыловая акустика установлена в штатных металлических обоймах, закреплённых на «стаканах» стоек задней подвески. Поскольку рядом какой-либо акустический объём даже измыслить себе было невозможно, гл. констр. применил здесь схему принудительного акустического сопротивления, оформив заднюю часть коаксиалов в мешки из плотного карпета, набитого синтепоном. Решение вполне разумное, хотя применение панелей акустического сопротивления в автомобиле всегда довольно рискованно из-за трудно прогнозируемого поведения готового излучателя в области низких частот. В данном случае рабочий диапазон лежит выше 125 Гц, и проблем, связанных с акустическим коротким замыканием, не возникло.
Соединение двух частей автозвуковой системы, расположенных в передней и задней частях машины, происходило в четыре фазы следующим образом. Первоначально по левому борту довели до багажного отсека «плюсовой» провод питания. Затем вдоль заднего бампера уложили межблочные соединители, благо процессорные «мозги» головного устройства расположены неподалёку от усилителя, в правом крыле. На третьем шаге вдоль правого борта протащили шину, соединяющую обе части «головы». Поскольку традиционное для разнесенного монтажа место под задним диваном было отвергнуто, набежавшее до крыла расстояние преодолели с помощью штатного алпайновского удлинителя. И в заключение по каждому борту пустили по две пары акустических кабелей для подключения фронтальной акустической системы. Нельзя сказать, что укладка кабелей любого сорта в любом автомобиле приятное занятие, но, если сравнить с четырьмя фазами болезненного увлечения горячительными напитками, имеет более значимые и, самое главное, полезные результаты.
Любое начало в нашей трёхмерной реальности всегда сопровождается естественным и сопутствующим ему завершением. Ровно так, как заказчик, график и бюджет, существуя в исходный момент времени в виде разрозненных составляющих, к моменту сдачи машины приобретают совершенно осязаемые образы строгого приёмщика, требующего своевременного результата без внеплановых расходов. И какая там Луна в какой фазе находится, оторвался ли «ноль», куда делась фаза и осознана ли личным составом физика фазовых переходов воды — уже не важно...

ПРО АКУСТИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Специалистам и просвещённым любителям известен термин «панель акустического сопротивления», или же ПАС. На деле «панель» здесь — не ключевое слово, а всего лишь одна из возможных конструктивных реализаций принципа принудительного (или контролируемого) акустического сопротивления. Вот, например, в мидбасовых головках Morel применяется технология C.A.R. (Controlled Acoustic Resistance). Бывает, это всё называют ещё и апериодической нагрузкой. Всё это — одно и то же, и означает создание для воздуха, приведенного в движение диффузором, не упругого сопротивления, какое даёт любой закрытый объём, а вязкого, когда воздух вынужден тормозиться, протискиваясь через пористую мембрану, из ткани, поролона, волокна и тому подобного. Апериодическая нагрузка равносильна (почти) повышенным потерям в подвесе динамика, и, таким образом, появляется возможность поместить головку в небольшой геометрический объём без резкого роста резонансной частоты и добротности. Наиболее смелым применением апериодической нагрузки в форме ПАС на наших страницах был сабвуфер в машине финского парня Юхи Туоминена («АЗ» №12/2000). Методик расчёта апериодической нагрузки, увы, не существует.

Как и было услышано, басовая часть несёт на себе отчётливые признаки сразу двух типов коррекции. Во-первых, видно, что усиление всего басового канала выбрано большим, чем требовалось бы по условию ровной итоговой АЧХ;во-вторых, внесено дополнительное подчёркивание полосы частот 40 — 50 Гц бас-бустом усилителя. Где там в Писании сказано про требования заказчика и закон? Верно сказано. Верхушка, действительно, сильно придушена по сравнению с серединой, на которой к тому же выделена полоса частот вблизи 1 кГц, отвечающая за субъективный «эффект присутствия». «Презенс», как принято говорить на аудиофильско-масонском диалекте.

SQ
Помня о трёх профессиональных обязанностях Hyindai Elantra, я решил послушать три разножанровых компакт-диска из нашей коллекции: ветерана субъективного движения «NAIM Sampler», электронику «Расскажи Чайковскому новости» и из недавних — «Gothic Party».
Музыкальные дорожки «NAIM Sampler» произвели двойственное впечатление. С одной стороны, отличная энергетика звучания, даже самые напряжённые пассажи не обнаружили какой-либо зажатости звука, и особенно в этом смысле был показателен рояль. В то же время скрипки прозвучали избыточно ярко и подчеркнули недостаток высоких частот.
«Новости» тоже не смогли уложиться в одну строку и подтвердили избыток середины. Обеднённая, на наш вкус, верхушка воспринималась как излишне гладкая и лишённая деталей. В то же время удалось насладиться нечастым впечатлением от работы звукорежиссёра, тщательно расставившего в стереопанораму электронные инструменты. А масштаб быстрого и подвижного басового регистра можно было вообще записать в образцовые.
Готы окончательно закрепили общее впечатление от звуковой картины на борту: «причёсанные» и гладкие высокие, выпуклая и местами острая середина, отменный мидбас и эталон басовых партий. Что ж, такова цена осторожной настройки активной фильтрации усиления плюс личные предпочтения.
Тип системы: мультимедиа
Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источник: Alpine IVA-D300R
Усилители: Alpine MRV-F345
Акустика: Boston Pro60, SL65
Сабвуфер: Boston G212
Студия: Crazy people

Источник: журнал Автозвук, 06/2012

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru